КИРИЛЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ УТКИН

РЕЖИССЕР, ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

СЪЕМОЧНАЯ ТЕХНИКА:

Как профессионал со стажем, за свою карьеру я работал (и работаю) на самых различных типах съемочной аппаратуры, от телевизионных камер для прямых телетрансляций до съемочной техники, применяющейся в цифровом кинематографе. Выбор оборудования, конечно, зависит в первую очередь от масштабов и специфики Вашего проекта и обсуждается до начала съемочного периода. Для съемок коммерческих роликов, презентационных фильмов и другой бюджетной видеопродукции я рекомендую свой парк съемочной техники. Ее качество позволяет использовать полученный материал для проката на телеканалах и демонстрации на большом экране.

DSLR-камера.  В последнее время, как в России, так и за рубежом, все чаще используется DSLR-видеосъемка, т. е. видеосъемка на зеркальные фотокамеры. DSLR-камеры используются не только для съемок рекламы и представительского видео, в Голливуде DSLR-съемка применялась при создании таких полнометражных фильмов, как "Области тьмы", "Орел девятого легиона", "Первый мститель", "Сверхъестественное", "Черный лебедь" и др. Сенсор современной зеркальной фотокамеры превосходит по размеру не только матрицы видеокамер, но и сенсоры, используемые в современных цифровых кинокамерах, таких как RED ONE и ARRI ALEXA. Поэтому, для малобюджетного видеопроизводства я использую зеркальную фотокамеру Canon EOS 6D с комплектом профессиональной оптики. Это одна из премиум-моделей линейки полноматричных (Full Frame) зеркальных фотокамер Canon, дающая великолепное качесто видеоизображения. Благодаря сенсору большого размера и сменной оптике, она позволяет получить картинку, сравнимую по качеству с кинематографической.

DSLR-риг  - это устройство, позволяющее превратить DSLR-камеру в полноценную кинокамеру с плечевой компоновкой. Риг придает камере устойчивость, а съемке - стабильность. Кроме того, на риг устанавливается дополнительное оборудование - электронный видоискатель, режиссерский монитор, фоллоу-фокус, рекордер для записи высококачественного звука и др.

Звуковое оборудование.  Какой бы качественной ни была картинка DSLR-камеры, в работе со звуком она уступает обычной видеокамере. Поэтому, для качественной звукозаписи используется тот же метод ,что и в кино - звук пишется отдельно. Цифровой рекордер TASCAM в комплекте со всевозможными микрофонами для различных ситуаций (интервью, концерт, звукозапись в зашумленном помещении, например, цеху) позволяет получить высококачественный звук практически в любых условиях.

Видеокамера.  В кино съемка каждого кадра требует предварительной подготовки - ассистент оператора проверяет фокус на объекте, оператор репетирует движение камеры и т. д. Таким же методом происходит и съемка на DSLR-камеру. В отличие от нее, видеокамера позволяет снимать активно происходящие события без предварительной подготовки и репетиции. Поэтому, основная область применения видеокамеры - это съемка в жанре телевизионного репортажа, когда показ динамики события важнее, чем высокая детализация и "кинематографическая" стилистика изображения.
Кроме того, видеокамера применяется для съемок концертов, спектаклей и других мероприятий, имеющих большую протяженность по времени, так как в отличие от DSLR-камеры позволяет производить многочасовую запись безостановочно, а также дает возможность плавно масштабировать (т. е. приближать и отдалять) объекты на сцене. Для таких съемок я использую видеокамеру Canon XA-10, снимающую в формате Full-HD 1080i.Для удобства репортажной съемки также используется риг.

Жилетный стедикам для любых типов камер весом до 5 кг.  В современном кино и телевидении одним из основных визуальных выразительных средств является перемещение камеры в пространстве. Основной трудностью при съёмке в движении является получение стабильного изображения, лишённого тряски и колебаний. При съёмке с рук или с плеча тряска изображения неизбежна и может сделать его непригодным для использования. До появления системы "Стедикам" единственными технологиями, обеспечивавшими стабильное изображение с движущейся камеры, были тележка "долли" и операторский кран. Однако эти способы очень трудоёмки, требуют большой предварительной работы по прокладке рельсов и установке крана, а, кроме того, всё равно ограничивают подвижность камеры, поскольку рельсы можно проложить далеко не везде и приходится постоянно избегать их видимости в кадре.
Система пространственной стабилизации камеры "Стедикам" обеспечивает настолько плавное движение съёмочной камеры, что при просмотре полученного изображения у зрителя создается ощущение полёта. Возможно, поэтому на западе операторов стедикама называют "пилотами". Помимо классической компоновки (камера сверху), для съемки с нижних ракурсов стедикам позволяет установить камеру в нижнюю часть балансировочной консоли (режим Low Mode). В комплекте к стедикаму идет радиомонитор, позволяющий режиссеру дистанционно контролировать изображение. Чтобы Вы могли составить представление о специфике съемки со стедикама, предлагаю посмотреть видеоролик.

Легкий ручной стедикам  в отличие от "тяжелого" стедикама не требует подготовки к съемке в течение 15-30 минут, намного легче настраивается, позволяет мгновенно снять камеру и переставить на штатив для статичной съемки, а затем также быстро вновь перейти к съемке со стедикама. Однако, ручной стедикам не позволяет вести длительную съемку, примерное максимальное время работы на ручном стедикаме без перерыва - 3-5 минут (зависит от веса камеры). Максимальный вес камеры для такого стедикама - 2 - 2,5 кг.

Комплект осветительной техники  используется для постановки художественного света на объект съемки, он включает в себя три направленных прибора и два 500-ваттных прибора рассеянного света с отражательными зонтами, комплект цветных светофильтров, удлинители общей длиной более 40 м.

Для процесса обучения (так как в данный момент я работаю преподавателем) используется видеокамера стандартного разрешения
Panasonic AG-DVC30E , которая позволяет ученикам привыкнуть к специфическим особенностям профессиональной техники.

Комплект аккумуляторных светодиодных осветительных приборов  позволяет освещать объект съемки даже в случае отсутствия на точке съемки сети 220 вольт.

Камера. штатив, накамерный свет, микрофоны, DSLR-риг и ручной стедикам входят в стоимость съемочного дня.
Жилетный стедикам - 10.000 р. за 1 съемочный день.
Комплект осветительной техники - 1.000 р. за 1 съемочный день.
Комплект аккумуляторного света - 1.000 р. за 1 съемочный день.